Кукурузные игры-2021: долго ли будут расти цены на украинском рынке?

Уже второй год подряд вместо традиционного снижения цен на кукурузу в преддверии и в начале нового сезона игроки украинского зернового рынка наблюдают их рост. Но если в 2020/21 МГ это было вызвано тотальным повышением биржевых котировок и цен на физическом рынке, прежде всего из-за неурожая всех зерновых и масличных культур в Украине и не только (что привело к волне дефолтов и поставило под сомнение репутацию страны как стабильного экспортера на глобальной арене), то урожай кукурузы обещает быть рекордным. Что же оказывает поддержку ценам и долго ли продержится этот тренд?

Рекорды с задержкой

Несмотря на то, что большинство экспертов еще задолго до начала 2021/22 МГ ожидали рекордное производство кукурузы в Украине и в мире, цены на нее оставались довольно высокими. Ибо горький опыт прошлого года научил с долей скепсиса относиться к столь оптимистичным прогнозам (тем более на фоне аномально жаркой и сухой погоды на большей территории Украины во второй половине лета). Как ни парадоксально, но не привело к резкому падению цен и то, что по мере приближения старта сезона желанные рекорды по производству кукурузы в Украине становились все более реальными. В настоящее время аналитики АПК-Информ прогнозируют 37,8 млн тонн вала, эксперты USDA – 38 млн тонн, а оценки некоторых локальных экспертов достигают 39 млн тонн. Поэтому урожай-2021 может существенно превысить максимумы 2018 и 2019 годов – 35,8 и 35,9 млн тонн соответственно. Такие объемы производства позволят Украине отгрузить на внешние рынки порядка 30-31,5 млн тонн зерновой, а вместе с тем – вернуть свою традиционную долю на мировом рынке.

Подобные ожидания должны оказывать давление, но не следует забывать о предыдущем сезоне высоких цен, периодических скачках стоимости нефти и систематических нагнетаниях в течение летнего периода опасений вокруг погодного фактора и связанных с этим сомнений относительно перспектив производства кукурузы и сои в мире. Ситуация в секторе была самой неоднозначной и осложнялась высокими температурами и отсутствием достаточного количества осадков на Европейском континенте и в кукурузном поясе США, а также большой разницей в оценках производства южноамериканской зерновой. И пока прогнозы урожая-2021 кукурузы сафринья в Бразилии таяли на глазах, украинские трейдеры воспользовались возможностью и в 2,3 раза увеличили объемы отгрузок кукурузы в июле-сентябре 2020/21 МГ (1,4 млн тонн против 0,6 млн тонн в сезоне-2019/20, что, однако, уступает показателю 2018/19 МГ – 1,9 млн тонн, из которых 1,5 млн тонн пришлось на июль).

Даже в период снижения торговли вследствие переключения на работу с ранними зерновыми нового урожая цены на кукурузу находили поддержку в существенном подорожании на рынках пшеницы (ввиду напряженного общего баланса в восьми крупнейших странах-экспортерах и минимального за последние 20 лет показателя соотношения запасов и потребления в 2021/22 МГ в мире) и ячменя (на фоне неурожая в ЕС и России и высокого спроса, в частности Китая).

Когда же наступило время выполнения обязательств по форвардным контрактам, в этом году трейдерам снова пришлось попотеть в поиске нужных объемов. Все из-за сложностей с формированием экспортных партий в условиях задержки старта уборочной кампании (на фоне более поздних сроков созревания зерна кукурузы) и слабых темпов ее продвижения (в частности в сентябре вследствие неблагоприятных дождей на большей территории страны). Впрочем, несмотря на активизацию уборки в условиях засушливого октября, компенсировать отставание от среднего многолетнего показателя не удалось, и новый урожай и в дальнейшем дорожал.

По состоянию на 11 ноября кукуруза в Украине обмолочена на 4 млн га (73% от прогноза), с которых собрано 28,1 млн тонн зерновой при урожайности 70,5 ц/га. Сбор завершили только аграрии Донецкой, Николаевской, Херсонской и Волынской областей. Для сравнения: на аналогичную дату 2020 и 2019 годов кукуруза в Украине была собрана с 78% площадей (4,27 млн га) и 87% (4,33 млн га) соответственно.

К тому же зависимость от внешних факторов и корреляция украинского рынка с мировой конъюнктурой становится все более выраженной, а здесь факторов поддержки, как говорится, хоть отбавляй. Но, если присмотреться, то не такие уж они и однозначные. Поэтому по очереди…

Стартовая поддержка

Учитывая то, что ЕС является одним из ключевых импортеров украинской кукурузы, весомую роль сыграло и влияние климата на производство зерновой в этих странах (где ее сбор также ведется с задержками, а прогнозные объемы производства хоть и выше прошлогодних, но ниже ожидаемых). К слову, в 2020/21 МГ страны блока за счет зерновой из Украины покрыли более 50% своих потребностей в импорте. Для сравнения: по итогам завершившегося сезона присутствие украинской «царицы полей» на рынке Китая составило 30% в общем объеме закупок, Египта – 25%, Ирана – 20%. Поэтому когда в течение сентября – начала октября агентства одно за другим снижали свои оценки (в т.ч. в связи с ухудшением перспектив урожая в соседних Венгрии, Болгарии и Румынии), это оказало ощутимую поддержку биржевым котировкам и ценам на физическом рынке. В частности, эксперты Stratégie Grains понизили прогноз валового сбора зерновой в ЕС в 2021/22 МГ на 1,4 млн тонн в месяц – до 64,9 млн тонн, аналитики IGC – на 0,8 млн тонн, до 68,4 млн тонн, Еврокомиссии – на 2,2 млн тонн, до 68,8 млн тонн.

Еще одна веская причина – ожидаемое сохранение активного импорта Китаем, который по итогам 2021/22 МГ стал покупателем №1 украинской кукурузы. В сентябре Поднебесная закупила 3,5 млн тонн кукурузы (по данным Главного таможенного управления КНР), что более чем в 3 раза превышает уровень в сентябре 2020 г., а с начала текущего года – 24,9 млн тонн (+275% к показателю за январь-сентябрь 2020 г.). Вдобавок, эксперты CASDE снизили прогноз урожая кукурузы в Китае в 2021/22 МГ до 271 млн тонн, тогда как внутреннее потребление, по их оценкам, может составить 290,7 млн тонн, тем самым на 3% превысив уровень предыдущего сезона.

Дальше – ухудшение состояния посевов кукурузы в США и минимальные за последние 7 лет переходящие остатки – 31,4 млн тонн (против 48,8 млн тонн год назад). Отставание темпов сева кукурузы в Аргентине и прогнозируемое в зимний период влияние погодного явления Ла-Нинья, что может вновь снизить потенциал производства в странах Южной Америки. Поддержку оказали сформированные высокие цены на бразильскую зерновую, несмотря на прогноз возобновления производства до рекордных уровней в 2021/22 МГ и низкие темпы ее экспорта (по оценкам Anec, в сентябре отгружено 2,6 млн тонн, в октябре – чуть более 2 млн тонн, тогда как в октябре 2020 г. – 4,53 млн тонн).

«Вишенкой на торте» оказался рост цен на нефть (сначала до своего трехлетнего максимума, а в конце октября до максимальной отметки с октября 2014 г.) вслед за существенным скачком цен на газ в Европе, что в совокупности с высоким уровнем инфляции стимулирует спрос на биотопливо. В частности, в США после сокращения суточного объема выработки этанола наблюдался рост его производства с ожидаемым дальнейшим увеличением. В конце октября суточный объем выработки этанола в США достиг максимума за последние более чем 3 года (до 1,106 млн баррелей, по оценкам EIA).

Добавьте к этому существенное подорожание железнодорожных и следом автоперевозок и повышение тарифов (в т.ч. на сушку) на элеваторах в Украине, учитывая резкое подорожание газа и других энергоресурсов. К тому же зерновая в этом году поступает с избыточной влагой (18-30%, по словам большинства игроков рынка). Поэтому аграрии не спешат с уборкой кукурузы, надеясь на снижение данного показателя несовершенным и ненадежным, но дешевым естественным путем – непосредственно в полях. Таким образом, с предложениями на внутреннем рынке не густо, а спрос есть. Такая же ситуация наблюдается и в ЕС, а в Китае цены на кукурузу растут из-за дождей и увеличения затрат на сушку.

Наконец, в первой половине октября цены спроса на кукурузу в портах Украины выросли еще на 250-300 грн/т – до 7650-8000 грн/т СРТ-порт. Отдельные трейдеры фиксировали и более высокие цены спроса, чтобы срочно купить зерновую и избежать простоя судов и, соответственно, демереджа, который вследствие существенного повышения ставок фрахта вырос в разы. Предложения кукурузы из глубоководных портов Украины с поставкой в конце октября – начале ноября нередко поступали по ценам 275-280 USD/т FOB, а с поставкой в ноябре-декабре достигали 277-285 USD/т FOB.

Однако это существенно ниже ценовых максимумов 2020/21 МГ и сдерживает аграриев от форсирования продаж. Тем более что почти всю вторую половину предыдущего сезона кукуруза торговалась по ценам выше пшеницы 2 класса (в начале июня 2021 года разница достигала 1000-1200 грн/т). Поэтому когда стоимость продовольственной пшеницы перешла отметку в 9000 грн/т СРТ-порт, у многих фермеров закралась надежда на еще более высокие цены на кукурузу.

Игра на понижение

Хотя до динамики кукурузного ралли-2020 еще далеко, это негативно сказалось на конкурентоспособности украинской зерновой на мировом рынке. Поэтому со второй половины октября повышение цен было более сдержанным, а спред между ценами спроса/предложения существенно увеличился.

К тому же темпы импорта кукурузы странами ЕС с начала 2021/22 МГ находятся на минимальном уровне за последние 5 лет (по оценкам Еврокомиссии, к 24 октября было импортировано лишь 4,1 млн тонн зерновой, тогда как в аналогичный период предыдущего сезона – 5,4 млн тонн). В свою очередь, Китайский национальный информационный центр по зерну и маслу (CNGOIC) заявил о том, что в т.г. КНР импортирует 20 млн тонн кукурузы (тогда как в 2020 г. – 29 млн тонн), а правительство страны оставило тарифную квоту на импорт кукурузы в 2022 г. на уровне предыдущего года – 7,2 млн тонн.

Кроме того, дальнейшее повышение цен сдерживала активизация продвижения уборки поздних зерновых и масличных культур, а также озимого сева в Северном полушарии на фоне установления сухой погоды и благоприятных для проведения сева осадков в Южной Америке.

Благодаря высоким темпам сева Бразилия наверстала начальные задержки, и уже к концу октября зерновой первого урожая осталось засеять менее 30% от планируемых 4,38 млн га, тогда как в прошлом году было засеяно лишь 58% от запланированных 4,35 млн га (по данным мониторинга Safras&Merсado). Также давление оказывали ожидаемые рекорды по урожаю бразильской зерновой в 2021/22 МГ (116,7 и 118 млн тонн, по данным Conab и USDA).

Сказалось и поступление кукурузы нового урожая на мировой рынок из США, где темпы проведения уборочной кампании остаются активными, а урожай кукурузы в 2021/22 МГ может стать вторым по величине за всю историю наблюдений (по прогнозу USDA – 382,6 млн тонн). В свою очередь, запасы этанола в США в начале ноября достигли максимума последних 5 недель – 20,13 млн барр.

К тому же, как это часто бывает, оценки производства кукурузы в ЕС были скорректированы в сторону роста. То же Stratégie Grains вследствие более высокой урожайности зерна, убираемого во Франции, Германии, Польше, Болгарии и Румынии, повысило свою оценку на 2,6 млн тонн в месяц – до 67,5 млн тонн. Эксперты USDA – до 67,9 млн тонн (максимум последних 7 лет).

Аналогичные настроения наблюдались и среди покупателей внутреннего рынка Украины – ввиду увеличения предложения цены спроса росли более умеренно, были и попытки снизить их. Но помешали проблемы с логистикой (особенно с железнодорожными перевозками на фоне нехватки вагонов-зерновозов), которые вновь приобрели актуальность при обеспечении экспорта рекордных урожаев. В таких условиях, возможно, сдерживание продаж аграриями не так уж и плохо?..

Экспорт и валютная выручка

Несмотря на прошлогодний кризис, украинские аграрии смогли собрать третий по размеру урожай кукурузы. Как говорится, парадоксально, но факт – он составил 30,3 млн тонн при средней урожайности 56,2 ц/га, что лишь на 16% ниже показателя 2019 года. Это обеспечило экспорт в объеме 23,9 млн тонн и позволило Украине подвинуть с третьего места в рейтинге мировых экспортеров Бразилию, где неурожай привел к сокращению экспорта до 17,5 млн тонн, впрочем, переходящие остатки существенно выросли.

По итогам сезона-2020/21 Украина отгрузила 23,9 млн тонн зерновой (-17% к показателю 2019/20 МГ). Лидером в закупках отечественной кукурузы стал Китай с долей 36% от суммарного экспорта зерновой. Вторую позицию занимают Нидерланды (11%) и третью – Египет (10%). Страны ЕС суммарно импортировали 7,4 млн тонн украинской кукурузы (против 10,4 млн тонн в 2019/20 МГ).

В сентябре экспорт украинской кукурузы составил 165,6 тыс. тонн на сумму 42,2 млн долл., что в 5,6 раза превышает отгрузки за аналогичный месяц 2020 года в натуральном выражении и более чем в 9,4 раза – в денежном.

Данные за октябрь менее оптимистичны – 895 тыс. тонн, тогда как в 2020 и 2019 годах объем отгрузок составил 1,8 и 2,3 млн тонн соответственно. Лидерами закупок остаются страны ЕС, суммарно импортировавшие почти полмиллиона тонн кукурузы из Украины. Если рассмотреть отдельные страны-импортеры, то в тройке лидеров Испания, Египет и Китай. Впрочем, в денежном эквиваленте это выглядит несколько лучше – удельная выручка с 1 тонны зерновой хоть и уступила почти на 10% сентябрьской, но на 34% превысила показатель за октябрь 2020 года.

Что дальше?

Несмотря на рекордное производство кукурузы, Украина в этом году опустится с третьей ступени и займет свое традиционное 4 место в рейтинге мировых экспортеров, но ее доля после падения на 3,3% — до 13,5% вырастет до 15,5%.

Ноябрьский отчет USDA оказался «медвежьим» для данного сектора (опять повышены прогнозы производства и запасов кукурузы в мире), однако это нивелируется конъюнктурой внутреннего рынка и последующим ростом лайнапов, а следовательно, и необходимостью трейдеров в срочном покрытии своих позиций по ранее заключенным внешнеэкономическим контрактам во избежание демереджа. Поэтому после очередной попытки снизить цены на фоне увеличения количества предложений и некоторого проседания биржевых котировок на мировом рынке цены на кукурузу в портах Украины демонстрируют рост (особенно на спотовом рынке). Максимальные цены спроса достигают 8100-8150 грн/т СРТ-порт и имеют потенциал для дальнейшего роста ввиду активного подорожания пшеницы и ячменя (который из-за ограниченного предложения внутри страны сейчас также торгуется дороже кукурузы). Также поддержку ценам оказала закупка крупных партий украинской кукурузы Турцией и Китаем, который, несмотря на дальнейшие переговоры, до сих пор не определился относительно увеличения объемов импорта американской зерновой в рамках ранее подписанного торгового соглашения с США.

В целом, баланс по кукурузе в мире в 2021/22 МГ обещает быть менее напряженным, а урожай южноамериканской зерновой может стать рекордным благодаря наращиванию вала сразу в двух ключевых странах-производителях (Бразилии и Аргентине), что несомненно окажет давление на цены. Однако темпы сева кукурузы в Аргентине остаются низкими (по данным Зерновой биржи Буэнос-Айреса, к 10 ноября засеяно 29% запланированных площадей (+1% за неделю) против 31% годом ранее и 38% в среднем за последние 5 лет). Кроме того, растет беспокойство относительно негативного влияния Ла-Нинья на развитие посевов кукурузы и сои в зимний период.

Баланс европейской кукурузы, несмотря на прирост ее производства, остается напряженным. Однако следует заметить, что в этом году наряду с растущими внутренними потребностями и объемами импорта обострится и конкурентная борьба за этот рынок сбыта (ввиду недавней отмены импортной пошлины при поставке американской кукурузы в страны блока). Здесь также следует понимать, что для некоторых из них вопрос цены является более принципиальным, чем статус не ГМ сырья. Да и в целом наращивание собственного производства в странах-импортерах – довольно тревожное известие.

В условиях увеличения экспортного потенциала кукурузы в мире (в т.ч. за счет Бразилии с 17,5 до 43 млн тонн, Аргентины – с 38,5 до 39 млн тонн, России – с 3,9 до 4,5 млн тонн и ЕС – с 3,6 до 4,4 млн тонн) необходимость сохранения конкурентоспособности зерна украинского происхождения становится еще более актуальной.

К тому же высокие цены и ограниченное предложение на фоне увеличения доли (и, соответственно, стоимости) фуражной пшеницы в общем производстве вследствие неблагоприятных погодных условий уже привели к уменьшению спроса производителей кормов на кукурузу. Это актуально не только для Украины, но и для ЕС (где также ввиду уменьшения доли собственного производства высокопротеиновой пшеницы выросло производство фуража) и Китая. По прогнозам USDA, импорт Поднебесной в 2021/22 МГ составит 26 млн тонн против 29,5 млн тонн в прошлом сезоне, а, по оценкам некоторых экспертов, не превысит 22 млн тонн именно из-за увеличения потребления более дешевой фуражной пшеницы в кормовой отрасли.

Далее ситуация может усугубиться увеличением затрат на производство кукурузы в ЕС, США и Украине ввиду высоких цен на удобрения. В совокупности это будет сдерживать цены от активного роста в краткосрочной перспективе. А вот в дальнейшем, по мнению многих международных экспертов, может привести к переориентации фермеров на производство менее требовательных к удобрениям культур, в т.ч. ячменя и подсолнечника (по данным FranceAgriMer), или побудит американских фермеров к выращиванию сои. А чем закончится эта история в Украине, узнаем уже скоро.

Ключевыми остаются вопросы продвижения уборочной кампании и закрытия форвардов украинскими трейдерами (а несмотря на прошлогоднюю ситуацию, объемы еще больше), а также дальнейшего роста мировых цен на энергоносители и их влияния на все секторы. Сейчас цены на нефть восстанавливаются после недавнего падения, однако неопределенность относительно спроса на нее в мире остается актуальной на фоне усиления карантинных ограничений (в т.ч. в некоторых странах ЕС) ввиду увеличения заболеваемости коронавирусом. США несколько стабилизировали производство этанола, в то же время сокращение его запасов оказывает поддержку ценам. Ситуация с логистикой в Украине несколько улучшилась, и наблюдается постепенное снижение ставки арендной платы на вагоны-зерновозы вследствие принятых «Укрзализныцей» мер, а ажиотажный спрос должен несколько ослабиться в начале декабря. Впрочем, о стабильности ценовых тенденций на экспортном направлении не стоит и мечтать.