Эксперты проанализировали уровень внедрения инноваций в разных странах и создали индекс цифровизации АПК, который включает три фактора:
- качество и доступность инфраструктуры,
- привлекательность мероприятий по цифровизации для участников отрасли,
- инвестиции.
На вершине рейтинга оказались США с индексом 75,5, второе и третье место заняли соответственно Австралия и Канада с показателями 64,6 и 64,4. Индекс цифровизации в России составил 27,2 пункта, чуть меньше — у Китая (26,4) и Индии (21,8).
«Оценивая сельское хозяйство России с точки зрения цифровых технологий, можно выделить три главные особенности: ограниченный охват мероприятий в сфере цифровизации, нехватку специалистов по цифровым технологиям на предприятиях АПК, а также стремление государства прежде всего внедрять цифровые инструменты контроля, а не помогать аграриям развивать производство. Надо признать, что при сохранении такой ситуации страна не сможет полноценно реализовать свой потенциал в этой отрасли», — говорит эксперт «Яков и Партнеры» Виктория Могилюк.
Ускорить переход в «цифру»
Для ускорения цифровой трансформации отрасли аналитики предлагают несколько способов.
- Во-первых, внедрению цифровых технологий поможет создание платформ для обработки, хранения данных и принятия решений на их основе. Такие сервисы нужны агрохолдингам для того, чтобы объединить в одном месте информацию, поступающую из разных источников, и повысить прозрачность бизнес-процессов.
- Во-вторых, эксперты считают необходимым создание единого анонимного банка данных в агропромышленном комплексе для обмена информацией между участниками рынка. В качестве примера они приводят Бюро кредитных историй (БКИ) — все банки обязаны передавать информацию в эту единую систему. Появление подобного хранилища обезличенных данных о полях способствовало бы созданию новых решений для повышения эффективности растениеводства.
- В-третьих, аналитики «Яков и Партнеры» рекомендуют Минсельхозу расширить поддержку малых и средних хозяйств, чтобы помочь им внедрять инновации. В числе необходимых аграриям сервисов они называют платформы для помощи принятия решений, моделирования урожая, прогнозирования погоды, а также инструменты прямого контакта фермеров с поставщиками средств производства и потребителями их продукции, обмена информацией.
«В том или ином виде подобные сервисы уже реализуются в ряде дружественных стран, и их опыт может быть адаптирован для использования в России. Вместе они позволят объединить фермеров для достижения эффекта масштаба. Например, фермеры смогут проводить совместные коммерческие операции, нанимать технику. Заказчики смогут привлекать фермеров к контрактному производству в фиксированных количествах и с определенно ценой, что приведет к гарантированной выгоде всех сторон», — отмечается в исследовании.
Есть два пути
В заключении аналитики описывают два возможных сценария развития отрасли сельского хозяйства до 2030 года.
- Первый сценарий предполагает, что уровень проникновения цифровых технологий останется низким, а Минсельхоз будет делать ставку на инструменты контроля, а не помощи. При таком сценарии Россия сможет лишь незначительно подняться в рейтинге цифровизации относительно других стран, индекс внедрения цифровых технологий составит 33 пункта.
- Второй сценарий — более оптимистичный, при его реализации уровень цифровизации к 2030 году вырастет на 91% и достигнет 52 пунктов. Для этого необходимо реализовать предложенные аналитиками идеи – создание анонимного банка полей, платформы для обработки данных, помощь хозяйствам со стороны государства.
«По нашей оценке, к 2030 году цифровизация могла бы обеспечить прирост производительности труда в российском сельском хозяйстве на 15,6% (накопленным итогом), увеличить объемы производства, в зависимости от типа предприятия, на величину от 3 до 5%, снизить себестоимость на величину от 5 до 20% и приносить дополнительно от 800 млрд рублей ежегодно», — резюмируют эксперты.